Так вот сегодня я расскажу о том, как нелегкая блогерская судьбинушка занесла нас в СНИИП ( Союзный Научно-Исследовательский Институт приборостроения), основанный аж в 1952 году по инициативе Курчатова, как головной разработчик систем в области ядерного приборостроения. Аппаратурой НИИ оснащены первая в мире промышленная АЭС, находящаяся в Обнинске, атомоход Ленин,первая советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол". Научную аппаратуру для космического аппарата "Восток" с собаками Белкой и Стрелкой так же разрабатывал СНИИП.
В 2004 году в СНИИПе был создан фантом из тканей, эквивалентных тканям человека, названный Матрешка, и сейчас он находится на МКС и контролирует потоки радиации, получаемой космонавтами во время нахождения на борту, а датчики, вделанные в Матрешку помогают понять какие органы человека больше всего страдают во время космического полета.

Наше знакомство с институтом началось с лаборатории исследований и производства детекторов ионизирующих излучений . В быту часто путают понятия "детектор" и "дозиметр". Так вот- дозиметр это устройство, обрабатывающее информацию, полученную с детектора. А детектор это прибор , регистрирующий событие, в нашем случае наличие или отсутствие радиационного фона.
В этой лаборатории первую очередь занимаются разработкой промышленный детекторов.

Вот эта штука - специальный детектор, устанавливаемый в вентиляционных трубах на атомных электростанциях для контроля воздуха, выбрасываемого с АЭС в атмосферу.

Для производства этих детекторов была разработана пленка с уникальным специальным покрытием.

Производится пленка в специальном экструдере, куда помещаются полимерные гранулы, люминофор и специальные добавки. На разработку такой пленки ушло несколько лет и сейчас она используется во всех детекторах, установленных на АЭС не только в России, но и например в Китае.


А это детектор, который используют работники АЭС и моряки, несущие службу на атомных подводных лодках. Он регистрирует количество радиации, полученной человеком во время рабочей смены и после помещения в специальное устройство выдает результат, по которому уже становится понятно, не превышена ли разрешенная безопасная доза полученной радиации.

А наша экскурсия продолжилась в лаборатории, осуществляющей разработку блоков детектирования. Здесь рождаются идеи, здесь говорят какие технические характеристики должны быть у готовых приборов

Здесь же идет контроль параметров готовых изделий.

Мы перестает отвлекать от работы сотрудников лабооратории и идем в сьорочный цех. Тут делают "начинку" для детекторов. В первую очередь это микросхемы. Одна такая плата заменяет целый шкаф с оборудованием.

Вот на этом аппарате наносят специальную паяльную пасту на печатные платы


Потом плату помещают в специальный аппарат , который по заданной программе установит на нее все нужные компоненты.

Готовые платы помещают в печь, где высокая температура делает свое дело и все компоненты намертво припаиваются к плате.
Однако автоматика не всемогуща и некоторые вещи все равно приходится делать вручную.

Ну а мы находимся в цехе ручной сборки.
Из такого вот "букета" провода распаиваются на печатную плату

Работа, требующая адского терпения, усидчивости и очень ловких пальцев.

Помимо этого здесь происходит установка на платы радиоэлементов, кстати российского производства.

Ну и конечно же каждая деталь проходит тщательную проверку на соотвествие всем стандартам.

А это полигон ( слово то какое серьезное), где оборудование проходит проверку перед отгрузкой к заказчику.

Наша экскурсия продолжилась на участке станков с числовым программным управлением ( ЧПУ). Здесь уже не увдишь токаря , стоящего у станка. Все делает автоматика.

Вот так выглядит неработающий станок.

Оператор устанавливает в станок заготовку, задает программу обработки, закрывает дверцу и ....

станок сам, без вмешательства человека проводит все операции, выдавая по окончании уже полностью готовые детали.


Ну а теперь самое интересное. Мы пришли на участок климатических испытаний. Именно тут и ждала нас курочка Аллочка. Вот эти два больших шкафа - и есть климатические устройства.

В одном из них детекторы тестируются на устойчивость к низким температурам, на данный момент в камере было -60 градусов.. В соседнем наоборот, очень жарко и влажно.

Ну а это от самый вибростенд, на котором оборудование проверяют на устойчивость к колебаниям, в том числе и к землетрясениям

И закончилась наша экскурсия в подвале. Нет, не подумайте ничего плохого, просто там расположен цетр метрологии и испытаний.
Хорошая дверца, правда? И нам понравилась. Толщина ее чуть больше 60 см и весит она несколько тонн.

А спрятаны за ней не сокровища Али-Бабы, а специальная установка с радиоактивными источниками.Вот эта старше меня и все манипуляции по ее настройке проводятся вручную.

Однако совсем скоро на смену придет полностью автоматизирпованная установка, сейчас на проходит "обкатку" и подготовку к сертиификации.


Все управление этим чудо-агрегатом осуществляется с компьютера легким движением мышки.

Ну и в заключении нам показали установку для испытаний рентгеновских детекторов. Чем-то мне это напомнило оружие из "Звездных войн"

Вот и все, что мы узнали о детекторах для атомной энергетики.
За интересную экскурсию спасибо АО «Атомэнергомаш», СНИИП и лично Артему Шпакову.



Journal information